суббота, 24 ноября 2012 г.

Воспоминания в День Матери

Пятнадцать лет минуло, как ушла из этого мира моя мамочка. Она покинула нас в возрасте 62-х лет. Могла бы еще жить и жить...

Мама моя была добрым светлым человеком. Родилась и выросла она в простой рабочей семье, незадолго перед войной в 1935 году в городке Константиновка на Донбассе. Там прошло её военное детство.

Всего пришлось хлебнуть полной мерою. В 1941-м отец Иван Васильевич был призван в действующую Красную армию, прошел всю войну. Вернулся с фронта только в 1947 году. Мать Надежда Адамовна с двумя детьми: шестилетней дочкой и сыном 12-ти лет в эти тяжелые годы мыкала горе на оккупированной территории, как говорила моя мама "жили под немцем".

Маминого старшего брата спасло от угона в Германию в 13-14-летнем возрасте только то, что в их доме поселился какой-то штабной немецкий офицер с денщиком. Бабушка с двумя детьми жила в землянке в саду под яблонями. И за то, что она варила еду и стирала белье, офицер посодействовал, чтобы мальчика не трогали.

Детские мамины воспоминания сохранили много ярких картин жестокости и насилия, а также и приятные мгновения. Так, она вспоминала вкусные красивые конфеты в цветных жестяных коробках, которыми её, маленькую девочку, угощал немецкий офицер.

В конце 40-х годов семья переехала в Краснодарский край, где мама стала учиться уже в русской школе (до этого она окончила 4 класса украинской), затем окончила Майкопский лесотехнический техникум. Как большинство молодежи в то время, была направлена на освоение целины, где встретила моего отца, и создала уже свою семью, как шутили у нас в семье - в бескрайних степях Казахстана.

Так случилось, что я у мамы одна-единственная дочка. Через десять лет брака мои родители развелись. И, сколько себя помню, наша маленькая семья всегда состояла из нас двоих: мамы и дочки.

Вот такой была моя мамочка:


Всю свою жизнь мама работала в лесном хозяйстве, мы часто переезжали с места на место. Из лесничества в лесничество. Жили на кордонах, это такие домики в лесу или в лесопитомнике (где выращивают рассаду для будущих лесов или для озеленения городов). Бывало так, что двухквартирный дом один в лесу, в одной половине мы живем, в другой - семья лесника. До ближайшего поселка 3-4, а то и все 7-8 км - это мой путь в школу.

Я как-то подсчитала, чтобы окончить десятилетку, мне пришлось учиться в семи школах. И переезды были связаны отнюдь не с личными желаниями, а так приходилось работать моим родителям, а потом маме, по принципу, помните, кто постарше: "Партия приказала, комсомол ответил: "Есть!". Куда посылали - там и жили-работали.

А это мое семнадцатилетие:


А такой стала наша семья, когда я окончила институт, приехала по распределению на работу в Тюменскую область, и через полгода вышла замуж:



Второй раз моя мама вышла замуж в возрасте 50-ти лет, когда уже у меня была семья и было двое детей: сынок и дочка.

Но так распорядилась судьба, что счастливой семейной жизни у мамочки не получилось. Она вскоре очень тяжело заболела.

Трудно об этом вспоминать. Последние полтора года мама жила с нами. Умерла, практически, у нас всех на руках: я мой муж, мои трое детей как могли ухаживали за ней и облегчали её страдания.

Часто мы с детьми, внуками и мужем бываем на её могиле. Она такая хорошенькая и молодая смотрит на нас из овала надгробной фотографии, как будто улыбается и благословляет нас на долгую счастливую жизнь.

Светлая память и Вечный покой тебе моя дорогая мамулечка... Мне так без тебя плохо... я так и не научилась жить без тебя за эти трудные долгие пятнадцать лет...



5 комментариев:

  1. Светлая память Вашей маме, Татьяна!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, что написали о маме! Задело до глубины души. Моя мама ушла из жизни в 64 года,в 2000 году. Как тяжело без неё все эти годы. Слезы в глазах и лицо мамы перед глазами. Не меркнет её образ. Не стирается из памяти. Спасибо! Царствие им небесное и Вечный покой! А мы их будем любить до скончания наших дней!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, как Вы правы! Это одна из сторон нашей земной человеческой жизни - светлая память об ушедших близких, родных, любимых. Наша печаль должна быть доброй, теплой, достойной тех, кого нет с нами...

      Удалить
  3. Какая Вы молодец, что в День матери написали такой проникновенный реквием о Вашей мамочке! Она не зря прожила на Земле, если сумела воспитать такую преданную дочь. Вечный покой Вашей маме!
    Вы растрогали меня до глубины души. Моей мамочки нет со нами уже 10 лет, а каждый день я спешу рассказать ей новости. Мне ее так не хватает!

    ОтветитьУдалить